Таро «Ленин с нами!»
Характеристика Таро «Ленин с нами!»
Авторы: Алексей Лобанов, Ольна Лемберг
Художник: Владимир Ситников (Vladimir Sitnikov)
Издательство: Силуэт
Производство: Россия
Состав: 78 карт + брошюра-описание 68 страниц
Язык карт: русский
Размер карт: 6,5 х 17 см
Год: 2017
ISBN:
Традиция: Уэйт
Младшие арканы: иллюстрации
Масти: жезлы, чаши, мечи, пентакли
Карты двора: Паж, Рыцарь, Дама, Король
Нумерация: Шут 0 Сила 8 Правосудие 11
Категория:
Аннотация:
Таро «Ленин с нами» — пропагандистский миф в арканах.
Представляя свой проект, пришедшийся на 100-летие Октябрьской революции, авторы хотят еще раз показать универсальность тарологического подхода к структурированию мира и любых его явлений.
Колода «Ленин с нами», задуманная изначально как ироническая Лениниана, четко и жестко проявила системность, цельность и всеохватную сущность ленинского мифа, внедрявшегося в частное и коллективное сознание многих поколений жителей страны. Биография отдельного, хотя и выдающегося политического деятеля была превращена в педагогическую, религиозную, пропагандистскую схему, заполнявшую все сферы жизни, и все 78 арканов без труда нашли архетипическое соответствие в Ленинской теме. В работе авторы использовали фотографии, плакаты, карикатуры, лозунги, кадры из кинофильмов, лозунги, стихи и песни — и все это покажется более чем знакомым человеку, хотя бы часть жизни прожившему в Советском государстве. (Хроники таро)
Где купить Таро «Ленин с нами!»
*Ссылки на магазины показывают, что там была замечена данная колода.
Обзор Таро «Ленин с нами!»
От издательства: Авторы считают свои главным долгом предупредить – предлагаемая колода НИ В КОЕЙ МЕРЕ НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ РЕАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ!
В крайнем случае, при отсутствии в руках у таролога любых других карт, она может, при соблюдении мер особой предосторожности, использоваться для рассмотрения вопросов о судьбах мира, самоопределении наций и иных глобальных тем. Уж слишком темны дела иных персонажей, чтобы переносить их образы на живых людей. И вообще, колода получилась достаточно «темной». Не «Некрономикон», конечно, не «Черный гримуар» и не «Темные Ангелы», а, пожалуй, и пострашнее.
Тем не менее, Таро ныне существует и бытует не только как аналитическая и предсказательная мистическая система, но в современную эпоху торжества постмодернизма – преобладающего и продуктивного творческого метода – стало жанром искусств. Темы, сюжеты и символика Таро вдохновляют художников, писателей, перформансистов и издателей, и любые такие опыты только подтверждают ту истину, что Таро как структура, как универсальный язык и способ описания мира применима к анализу и оценке любого явления на любом уровне реальности.
Начиналось все чистым стёбом – в ноябре 2016 Алексей пришел очередной раз в гости к Ольне и между делом поведал: «Мне приснился сон – я покидаю университетскую аудиторию, где преподавал основы предсказательных практик, и обещаю студентам, что в следующий раз мы рассмотрим колоду о Ленине». Будущие соавторы посмеялись и забавы ради за два часа интернет-серфинга набросали вполне рабочий план колоды. Развлеклись вполне искренне и на какое-то время забыли. Призыв «Хроник Таро» к тарологическому сообществу должным образом отметить 100-летие Октябрьской революции возродил эту идею. И вот что у нас вышло.
А если серьезно, то четыре – если не больше – поколения жителей этой страны, ее ближних и дальних окраин практически век прожили в пространстве некоего глобального мифа. Такой миф успешно функционирует на разных уровнях и формирует разные жанры – от высоких: эпопей, ораторий и трагических саг до низовых: анекдота и частушки. Но все эти способы изложения неминуемо в силу самой природы мифа имеют дело с архетипами. Миф – не что-то архаическое, древнее и античное, миф – это язык, на котором говорит с миром наша душа, и на котором мир ей отвечает; и каждый из нас свидетель того, как умелые манипуляции с базовыми архетипами помогают управлять самой бытовой реальностью. Иначе говоря, тот, кто создает правильный миф, тот владеет картиной мира. Архетипы – единицы нашего мышления и восприятия – сложились ещё в верхнем палеолите, и они заполняют значимый пласт человеческого подсознания, позволяя видеть знакомые смыслы в трактовках любых событий и явлений. Современное человечество изобретает всё новые картины мира, но жизнеспособными оказываются только те, где есть привязки к архаическим, исконным образам. И потому действенными оказываются только те идеология и пропаганда, что прямо или косвенно, но узнаваемо апеллируют к этой символике. Например, «Ленин и партия – близнецы-братья» отсылает к близнечным мифам о неразделимом соединении человеческого и божественного. Образ Богини-Великой Матери наложился на Партию: «Верный сын Партии» – лучшее, что могло быть сказано о коммунисте в некрологе. И священный алхимический союз – иерогамия – воплощался в том, что любой сын/член Партии мог породить как отец нового сына путем рекомендации к вступлению в ряды. Годичный кандидатский стаж вполне соотносим с инициатическим сроком для неофита и почти равен сроку в «год и один день» для принятия гражданства вольных городов Средневековья и Викканского предварительного брака. Утеря же партбилета не предусматривала никакого снисхождения, а кара за таковой проступок была страшнее смерти, ибо выводила грешника за пределы социума, общины и стаи.
Как истинный Бог, Ленин был всемогущ, вездесущ и всеведущ. «Ленин всегда живой, Ленин всегда с тобой – В горе, в надежде и радости. Ленин в твоей весне, В каждом счастливом дне, Ленин в тебе и во мне!»[1] И действительно портрет Вождя заменил и образы царя, и хоругви, и иконы – в каждом учреждении в актовом зале и в «красном уголке», в кабинете любого начальника и в школьном классе, даже в детских садах на стене висела репродукция с «дедушкой Лениным». Главная площадь любого города и его же центральная улица[2], столичный метрополитен, главная национальная библиотека и единственная массовая детская организация, одна из высочайших вершин Памира и первый в мире атомный ледокол – всё носило Его имя. Более того, его двойственное существование в качестве мумифицированного тела (в костюме-тройке с жилетом и галстуком в горошек) в недрах Мавзолея и бессмертного духа, зовущего к новым победам, отсылает к легендам об Озирисе, убитом, воскрешенном и воцарившемся в царстве мертвых, куда придут все ныне живущие. Дневным миром, согласно мифу, правят сыновья Озириса – воплощения Гора-сокола. И Сталин – «Ленин сегодня» (декларировалось в конце 20-х и 30-ые годы ХХ века), и Брежнев возглавлял «ленинский» Центральный Комитет, и Горбачев объявлял себя «руководителем ленинского типа» уже в конце 80-х.
Ленинский миф был построен очень грамотно. Научные сотрудники Института марксизма-ленинизма Академии Наук СССР и «думные дьяки» на Старой площади не зря ели свой хлеб с маслом и икрой. Это и была реальная интеллектуальная элита, рекрутировавшаяся из лучших вузов и семейств страны. Мифотворцы-профессионалы из Отдела пропаганды ЦК придумывали самые яркие лозунги советского строя. И самые смешные анекдоты сочиняли тоже они.
А теперь о Таро. Дело, которому посвятили свою жизнь авторы этой колоды, долгие годы консультативной практики, преподавания, разработки методик работы с картами, позволили посмотреть на Ленинский миф именно с профессиональной точки зрения, ведь Таро как символическая система тоже оперирует именно архетипами. Авторов самих удивила та легкость, с которой любому тарологическому Аркану находилось соответствие либо в официальной политической биографии Вождя, либо в идеологемах, либо в низовой народной культуре. Так бывает, когда попадаешь в поток. И даже то, что колода выходит в свет в канун столетия Октябрьского переворота и в городе, где оный совершился, тоже представляется нам не случайным.
Мы, авторы колоды, убеждённые антиленинцы. Наша работа стала для нас и способом объективного анализа Ленинского мифа, и поводом к его детальному разоблачению, что особенно важно в наше время. Потому мы, посвящая свою работу столетию Октябрьской революции, хотели бы, чтобы эти 78 карт послужили трезвой оценке минувшего столетия и того главного для нашей страны Образа, который определял канон жизни личной и социальной в эти годы. «Я себя под Лениным чищу», – писал «лучший и талантливейший» поэт прошлого века. Мы же призываем очистить себя от Ленинских мифологем.
Поскольку мы имели дело именно с мифом, а не с реальной биографией реального политика предыдущей эпохи, мы и обратились не столько к документам, сколько к средствам пропаганды: кинофильмам и плакатам, песням и анекдотам, воспоминаниям выживших очевидцев и официальным лозунгам. Людям среднего поколения, родившимся и прожившим часть жизни в СССР, все они покажутся знакомыми. В том и сила мифа, что он всеобъемлющ, в том и его опасность. А создание нового вытеснит прежний в нижний хтонический мир, создавая пугающий и ужасающий образ прошлого Бога, ставшего падшим противником Бога современного. Чего не хотелось бы совсем.
Люди не могут без мифов, но создавать их нужно самим, а не воспринимать навязанные извне.
[1] Музыка: С. Туликов. Слова: Л. Ошанин.
[2] Известный прием молодежи, в советское время путешествовавшей по стране автостопом: если дорожные условия разделили компанию, местом встречи в новом городе местом встречи назначался дом 1 на улице, площади, проспекте Ленина. Работало безошибочно!
Проработка / Обсуждение Таро «Ленин с нами!»
philologist.livejournal.com Таро «Ленин с Нами» Алексея Лобанова и Ольны Лемберг (2017)