Ancient Enlightened Tarot (Sola Busca Tarot, Tarocchi Sola Busca) — Таро Древних Магов
Характеристика Ancient Enlightened Tarot (Sola Busca Tarot, Tarocchi Sola Busca) — Таро Древних Магов
Оригинальные названия: Ancient Enlightened Tarot; Sola Busca Tarot; Illuminating Ancient Tarots; Tarocchi Sola Busca
Автор: неизвестен
Художник: неизвестен
Издательство: Lo Scarabeo; Авваллон
Производство: Италия
Состав: 78 карт + инструкция
Язык карт: латынь (младшие арканы — мультиязычные)
Размер карт: 125×70 мм
Год: 1995, 2000, 2004, 2017
ISBN: 301105-24; 978-8865275092
Традиция: Уникальная
Младшие арканы: иллюстрации
Масти: жезлы, чаши, мечи, пентакли
Карты двора: Паж, Рыцарь, Дама, Король
Нумерация: Шут 0 Сила 8 Правосудие 11
Категория: Ренессанс; исторические репродукции
Мифические крылатые рыцари, гиганты, тролли, ангелы и сильфиды вкупе с римскими войнами и библейскими персонажами — вот герои сюжетов, изображенных на картах этого Таро. Эта колода карт Таро, возраст которой более 500 лет, получила особое признание у алхимиков Тайных Орденов, натурфилософов Средневековья и магов «Священного Солнца», явилась вдохновительницей целого ряда наиболее известных гадательных колод карт Торо. Таро Древних магов (Sola-Busca), благодаря своей оригинальности, а также неповторимой привлекательности рисунка — одно из совершенных созданий итальянского Ренессанса, по видимому, единственная колода, сохранившая полностью все свои 78 карт, которые существуют и в наше время. отличительным признаком этого Таро является еще одно название — Sola-Busca, которое происходит от фамилии семьи, сохранившей колоду в ее целостности для будущих поколений, хотя позже его стали называть по-разному: Таро Посвященных, Таро Древних Магов, Таро «Священное Солнце». Учитывая высокую эзотеричность этой колоды карт Таро и ее насыщенность символикой Золотой Зари, она пользуется большим спросом у оккультистов и мистиков несколько столетий.
Tarocchi Sola Busca: Ferrara XV Century (Limited Edition)
Состав: 78 карт
Размер упаковки: 15 х 8,9 х 4,6 см
Размер карты: 7,7 х 14,4 см
Год 2017
Издательством Lo Scarabeo было выпущено всего 2999 колод и каждая колода имеет сертификат со своим, уникальным номером.
Таро «Sola Busca» открывает Новую коллекцию колод от Lo Scarabeo – «Anima Antiqua» («Древняя Душа»).
Таро Сола-Буска носит имя семьи, у которой эта колода хранилась на протяжении многих лет.
Создатель этой колоды, мастер XV века, вручную делал оттиски и прорисовывал все карты.
Эта колода — редчайший экземпляр Таро эпохи Возрождения, полностью дошедший до наших дней.
Теперь, благодаря современным технологиям, которые вновь дали картам жизнь, мы имеем возможность вновь восхищаться этой уникальной колодой.
В работе колода поможет выявить нестандартные взгляды человека и его отличие от других, и конечно всегда даст ценный совет.
Эта колода станет настоящим подарком для коллекционеров.
Таро упаковано в удобную, оригинальную коробочку.
Sola Busca Tarot Museum Quality Kit
Автор: Nicola di Maestro Antonio
78 карт (7,7х14,4 см) + книга на русском языке (144 стр.)
Год 2019
ISBN: 978-8-86527-613-6
Максимально бережно и с особым тщанием «Lo Scarabeo» провело филигранную обработку одной из старейших колод — «Sola Busca» с применением последних достижений техники. Этим Таро открывается коллекция «Anima Antiqua» («Древняя Душа») – настоящий подарок для коллекционеров. Колода была выпущена лимитированным количеством в 2017 году. Она является одной из старейших, когда-либо созданных в мире. Настоящее произведение искусства эпохи Возрождения. Колода наполнена эзотерическими и алхимическими символами, а с Арканов на нас смотрят библейские персонажи, герои мифов, ангелы и воины. В 2019 году у Вас есть возможность приобрести редкую колоду в новом исполнении. Предлагаемый вариант колоды не только напечатан на высококачественном картоне в комплекте с подробной книгой на 144 страниц, но и упакован в подарочную, удобную коробку. Эта колода вдохновляла и продолжает вдохновлять авторов и художников всех времен.
Где купить Ancient Enlightened Tarot (Sola Busca Tarot, Tarocchi Sola Busca) — Таро Древних Магов
*Ссылки на магазины показывают, что там была замечена данная колода.
Обзор с зарубежных сайтов
Обзор Ancient Enlightened Tarot (Sola Busca Tarot, Tarocchi Sola Busca) — Таро Древних Магов
В «Энциклопедии Таро» Стюарт Каплан пишет: «В книге «Ранние итальянские гравюры» (1938) А. М. Хинд писал о полной колоде карт тароччи позднего пятнадцатого века. Карты принадлежали миланской семье Сола Буска, но сейчас увидеть их только на фотографиях, переданных Сола Британскому Музею через Хинда, и в книге Хинда, иллюстрирующей колоду. Хинд получил счастливую возможность изучить оригиналы карт в 1934 году. К сожалению, семья Сола БУска и их карты исчезли.
«Различные музеи владеют несколькими картами из одной серии металлических пластин с гравировкой, включая Albertina Collection во Вьенне, которой принадлежат 23 из карт Сола Буска…». В отличие от образцов семьи Сола Буска, эти карты не раскрашены. Туда входят все старшие арканы, кроме первого и последнего МАТО (MATO) и НАВУХОДОНОСОР (NABUCHODENASOR). «Сравнение с сохранившимися нераскрашенными картами в Альбертина Коллекшн показывает, что художник добавил некоторые детали к оригинальной гравировке. Инициалы на тузах – “S.M.», возможно, принадлежат раскрасчику». (Kaplan II:297). Хинд предположил, что M.S. может означать Маттиа Серати да Косандола – фераррийского художника-иллстратора, жившего в конце 15 века.
Возраст колоды определяется на основе надписей, имеющихся только на раскрашенных образцах, в которых дата исчисляется от основания Венеции. Но есть две возможных даты этого события – альтернативное время создания колоды 1523 г. Надпись SENATUS VENETUS на карте IIII подразумевает венецианское происхождение, и ANNO AB URBE CONDITA MLXX на карте XIIII подразумевает дату в 1070 лет со дня основания (A.U.C.).
Очевидно, что Сола Буска была создана художником из Феррары с использованием классических и библейских характеров. В колоде почти стандартный набор козырей и обычных карт, но они изображают отдельные сцены. На козырях и придворных картах есть имена, более или менее идентифицирующие фигуры. Кроме исторических личностей на картах также ихображены боги. Пажи не имеют имён – они есть только у Королей, Королев и Рыцарей, словно имена были заимствованы из 52-хкарточной колоды. Либо это может иметь отношение к придворным картам из французской колоды 1480 г.
Придворные карты колоды Сола Буска
Масть Король Королева Рыцарьь
Мечи Alexandro M Olinpia Amone
Посохи L Evio Plauto R Palas Apolino
Кубки Lucio Cecilio R Polisena Natanabo
Монеты R Filipo Elena Sarafino
Толкование карт можно назвать в лучшем случае ненадёжным. Возьмём для примера масть мечей. Alexandro M(agnus), вероятно – Александр Великий, а Olinpia – это Олимпия, его мать. (Интересно, что её считали «злой, интриганкой, ведьмой-убийцей», властной и надменной женщиной, что приблизительно соответствует некоторым предсказательным значениям Королевы мечей). Amone может быть Аймоном де Варенне, автором Florimont, поемы 12 века, рассказывающей о вымышленном деде Александра. Нет ясной причины для этой идентификации Короля, Королевы и Рыцаря мечей, но, должно быть, это присвоение имён имело значение, по крайней мере для того, кто сделал эти карты. Сочетание писателя Аймона с предшествующими двумя лицами кажется странным; однако, такое смешение также может быть отражено и в козырях.
R(ex) Filipo может представлять царя Македонии Филиппа V (238 – 179 до н.э.). Lucio Cecilio R может представлять Люция Цецилия Метелла Делматикуса, консула в 122 и 119, или Люция Цецилия Метелла Диадематуса, претора в 120, консула в 117, цензора в 115; или Люция Цецилия Метелла, консула в 68, квестора в 52, трибуна в 49. Невозможно точно это установить без определённой дополнительной информации, которую можно получить, рассмотрев взаимоотношения в группах.
Написание также является проблемой. Лицо, называемое, например Amone, в других источниках может называться Aymon, Aimon, Hamon, Aimo и т.д. За прошедшие с времени Александра и до создания Таро Sola Busca 20 веков, могло более чем несколько человек с таким именем, как-то связанных с Александром. Если рассматривать только период Поздней республики, многие из имён в козырях Sola Busca представляют людей, занимавших высшие должности в правительстве, а они были, в основном, членами нескольких семей. Такая «свобода» идентификации делает расшифровку имён Sola Busca невыполнимой задачей, если не найти связующее звено между элементами, такой, как, например, связь между Александром и Олимпией.
По колоде Sola Busca была написана книга – автор София Ди Винченцо, предисловие Джордано Берти. К сожалению, в книге есть лишь весьма смутное понимание рисунков и очень мало материала по идентификации фигур на картах.
Теа Прентис (Tea Prentice) создала гораздо более полезный Веб-сайт. Там предлагаются варианты идентификации персонажей и некоторые мысли по поводу их взаимосвязей. Многие комментарии, приведённые ниже, о том, кто может быть представлен на картах основаны на этих предположениях. Она сосредотачивается на фигурах, относящихся к Римской Республике, особенно к её позднему периоду, и этот путь может вести к адекватному толкованию козырей. Её страница введения заканчивается следующими словами: «Я согласна с Берти (автором предисловия к книге о колоде), когда он называет Sola Busca «образовательной игрой, представляющей значительные эпизоды древней истории, в частности, республиканского Рима»», поэтому интерпертация, приведённая ниже является, в общем, объединением их взглядов. Однако, конечно, они не ответственны за некоторые домыслы, здесь приведённые.
перевод le_mare
*****************************
Статья Аввалон-Ло Скарабео:
ТАРО СОЛА БУСКА 1491
Таро Сола Буска (Sola Busca Tarot) — единственная колода Таро 15-го века, дошедшая до наших времен, состоит из 78 карт. Первая в истории алхимическая колода. Колода, которая спустя четыре века, вдохновила на создание колоды Таро Райдер-Уэйт-Смит.
СОДЕРЖАНИЕ
Все карты прорисованы с использованием активных символов.
22 Торжества изображают героев Греческой и Римской истории, и в двух случаях, библейские истории: о Нимроде и о Навуходоносоре.
Придворные и номерные карты представлены сценами из повседневной жизни, картинами-фантазиями или алхимическими аллегориями.
Символичность несколько отличается от общепринятой: Диски вместо Монет, Дубины вместо Жезлов, Амфора вместо Кубков. Только Мечи остались Мечами.
ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ
Сола-Буска около 420 лет оставалась в частной коллекции, но в 2008 году Итальянское правительство приняло решение о покупке колоды для размещения ее в Пинакотеке Брера (Pinacoteca di Brera) в Милане, в которой в 2012 году прошла ошеломляющая своим размахом выставка.
В 1908 году вдохновленный колодой Таро Сола-Буска (Sola-Busca Tarot) английский эзотерик Артур Эдвард Уэйт создал Таро Райдера-Уэйта с помощью художницы Памелы Колман Смит.
В 1998 году немецкий издатель Вольфганг Майер воспроизвел старинную версию колоды, точно передав оригинальные цвета и размеры.
Майер выпустил всего лищь 700 экземпляров, добавив к колоде сертификат о подлинности в виде карты с серийным номером и собственноручной подписью.
Несколько оставшихся колод из тиража Майера предлагаются на данный момент для покупки в красивой коробке в форме книги, дизайн которой принадлежит художнику-дизайнеру Летиции Риветти.
Эта же колода доступна в Золотой коробке (сделанной из плотной золотой бумаги). Разумеется, ко всем колодам прилагается элегантный сертификат о подлинности, подписанный Майером в 1998 году.
(с) RINASCIMENTO
Проработка / Обсуждение Ancient Enlightened Tarot (Sola Busca Tarot, Tarocchi Sola Busca) — Таро Древних Магов
ЖЖ Колоды таро Таро Sola Busca перевод le_mare
МБК значения: Ancient Enlightened Tarot (Sola Busca Tarot, Tarocchi Sola Busca) — Таро Древних Магов
Соответствие Старшим Арканам Таро
Некоторые изображения козырей Сола Буска отражают стандартные темы Таро. Однако, совпадений с традиционным порядком следования Старших арканов мало.
· VII – изображена колесница, что соответствует стандартной последовательности
· XII – изображена луна, что явно не соответствует традиционной последовательности
· XIII – изображена единственная 8-миконечная звезда, также не соответствует последовательности.
· В серии Альбертина на карте IIII имеется диск со звёздами, но на XIII их нет.
· XVI – изображено солнце, что также не соответствует порядку.
· XX – изображена разрушенная башня и огонь с небес, ясно не соответствует стандартной последовательности
· XXI – изображен символ мировой независимости и целостности, соответствует традиционному порядку.
Хотя в колоде присутствуют определённые совпадения новых, классических тем со стандартными темами Таро, традиционный порядок размещения не соблюдается. Есть ещё примеры возможного совпадения со стандартными Старшими арканами Таро.
· II – Постумио (Postumio) может соответствовать Смерти.
· V – Катулл (Catulo) может соответствовать Справедливости
· VIII – Нерон (Nerone) может соответствовать Повешенному
· XIII – Кейто (Cato) может соответствовать Смерти, и номер верен.
· XV – Метел (Metelo) может соответствовать Императору
· XVII – Ипео (Ipeo) может соответствовать Ангелу/Суду.
· XVIII – Лентул (Lentulo) может соответсвовать Отшельнику.:
2 Постум
(Марк Кассиан Латиний) — один из римских полководцев (так наз. «тридцати тиранов»), захвативших власть при Галлиене (257 по Р. Хр.). Когда Галлиен поставил управителем Галлии сына своего Салонина, Постум поднял мятеж в среде преданного ему войска и убил Салонина. В сане императора он покорил часть Испании и отразил нашествие германцев, после чего принял титул Germanicus Maximus. Когда Галлиен явился в Галлию, чтобы отомстить Постуму за смерть сына, Постум спасся лишь благодаря скорому отъезду Галлиена. Желая упрочить за собой престол, Постум обратил внимание на внутреннюю сторону управления, старался подавлять беспорядки, упорядочил суды, поощрял торговлю и промышленность и ввел строгую дисциплину. При осаде Майнца (Могунциака) П. отказался отдать город на разграбление солдатам; последние восстали и убили Постума, вместе с сыном (267).
4 Марий
(С. Marius) — известный римский полководец и полит. деятель, род. в 155 г. до Р. Хр., в Самнитской области. Родители его принадлежали, как клиенты, к Геренниеву роду. Первые годы детства и юность М. прошли в деревне, за земледельческими занятиями; затем он поступил в испанские легионы Сципиона Младшего и скоро получил звание офицера. Вернувшись в Рим, молодой М. брачной связью с gens Julia и торговыми спекуляциями добился известного положения и в 119 г., был избран в народные трибуны. Уже теперь ясно обнаружилась его порывистая натура, равно неудержимая на поле битвы и на форуме. В 115 г. он был избран в преторы и получил наместничество в Hispania Ulterior, в управлении которой выказал прямоту и добросовестность, а в военном деле — тактичность и выдержку. Когда в 109 г. консул Кв. Цецилий Метелл явился с войском в Африку для войны с Югуртой, Марий состоял при нем легатом и в битве при Муфуле разбил нумидийскую конницу. В 107 г. была взята Фала, куда скрылся Югурта, но он сам бежал с семьей и сокровищами в другое место. Получив в 106 г., вместе с консулатом, главное начальство над войском, Марий направил все свои усилия на поимку Югурты. В 106 г. он взял Капсу и несколько других городов, а в 105 г. Югурта был предан римлянам. Вел переговоры с Бокхом, выдавшим Югурту, и привез пленного царя в Рим Сулла, но честь победы была признана за Марием. В это время впервые столкнулись Марий и Сулла, партия оптиматов — с партией народной; впервые возникло новое оружие для борьбы партий — военная сила, которой обязан был М. своим возвышением. В связи с этим стоят военные реформы М. Он стал привлекать в военную службу не одних лишь граждан, но и пролетариев, вольноотпущенников и даже рабов. Кроме того, он уничтожил сословный принцип деления и устроения войска: для него были важны лишь хорошие солдаты, а не богатые или влиятельные граждане. Поэтому вмсто манипулярного устройства (легковооруженных, гастатов, принципов и триариев) теперь явились 10 когорт, каждая со своим знаменем; каждая когорта делилась на 5 или на 6 взводов но 100 чел., причем легковооруженная пехота (velites) была устранена. Для легиона был установлен новый штандарт, с изображением серебряного орла. Так как высшие классы все более уклонялись от военной службы, то в легионах Мария мы находим фракийцев, балеарских пращников, лигурийских пехотинцев. Система призывов была заменена системой набора и вербовок. Проведенная таким образом военная реформа сделала из военной службы ремесло, на которое с жадностью бросилась часть населения, ничего не имевшая и рассчитывавшая на новой службе добиться верного хлеба, а быть может, и богатства. Система обучения и новый военный устав приучали долго не распускавшееся войско к полководцу и создавали внутри государства новое могучее сословие, готовое служить любимому вождю в борьбе партий. Meжду тем, нахлынувшие орды тевтонов и кимвров заставили римлян вооружиться на серьезную войну; Кв. Цепион и Кн. Маллий были разбиты германцами и галлами. Во второй раз Марий был избран консулом (на 104 г.) и двинулся в Галлию. В это время варвары были в Испании, и М. успел принять все необходимые военные меры: он привел в покорность отпавшие галльские племена, провел Ронский канал и приучал войско к предстоящей борьбе. В 103 г. Марий снова был избран в консулы и ожидал германскую орду на берегах Роны. Между тем, варвары, вернувшись из Испании, разделились на 2 орды: одна (кимвры и тигорины) пошла через Рейн, другая (тевтоны, тугены и кимврский отряд амбронов) двинулась через западные проходы Альп в Италию. С ней и пришлось иметь дело Марию. В 102 г. (в этом году Марий опять, в 4-й раз, был консулом) варвары перешли через Рону и, миновав Мариев лагерь, пошли к Альпам. Марий пошел вслед за ними, и при Секстиевых водах произошло сражение. Германцы, с царем Тевтободом, были частью перебиты, частью взяты в плен. В 101 г. Марий (он был опять назначен консулом), соединившись с Катуллом, разбил кимвров, при Верцеллах, на Равдинском поле; царь их Бойорикс пал и несметное войско перебито (до 200000 человек). Победа была с радостью признана за Марием оппозиционною партией в Риме. В 100 году, благодаря демагогам Главции и Сульпицию, он в шестой раз получил консульство. Предложенные Сатурнином так наз. аппулеевские законы, направленные на восстановление прав магистратуры, униженной сенатом, на уравнение сословий и на новое разделение земель, были проведены путем насильственных мер, продержались лишь несколько дней. В конце года, при новых выборах, на которых Сатурнин вторично выступил соискателем народного трибунала, Марий принял сторону консервативной партии и при беспорядках, возникших 10 декабря, стал во главе отрядов, оттеснивших Сатурнина в Капитолий. Победа осталась за оптиматами. Это навсегда уничтожило репутацию Мария, как политического деятеля, и заставило забыть на время его государственные заслуги, так что в 98 г. он не осмелился даже выступить кандидатом на цензуру. В течение десяти лет Марий жил забытый, не выступая на поприще государственной жизни: война на Востоке еще не возгорелась, а в Италии до союзнической войны не было военных действий. В 90 г. началась так назыв. союзническая, или марсийская, война. Когда П. Рутилий Лупа пал в битве с марсийцами, сенат назначил Мария главнокомандующим, и ему удалось нанести два поражения марсийцам. В 89 г. Марий был принужден возвратиться в Рим, так как его считали уже дряхлым и не способным к ведению войны. Негодуя на неблагодарность знати и терзаемый завистью по случаю успехов когда-то подчиненного ему Суллы, Марий ждал минуты, когда возможна будет месть. В 88 г. народный трибун Публий Сульпиций Руд предложил закон о возвращении изгнанных приговорами сословных судов, о распределении по трибам новых граждан и о даровании вольноотпущенникам права голоса во всех трибах. Большинство сената встретило этот проект враждебно и для предотвращения сходок поручило консулам, Сулле и Помпею Руфу, устроить празднества, в течение которых сходки не собирались. Началась уличная свалка; Сулле с трудом удалось спастись. Он отправился в Кампанию к своим войскам, а Марий получил, через Сульпиция, главную команду в азиатской войне. Тогда Сулла двинулся усиленным маршем в Рим и разбил М., который принужден был бежать из Рима. В Остии он сел на корабль, чтобы уехать в Африку, но у Цирцейского мыса должен был высадиться, вследствие противного ветра. Скрываясь в болотах и лесах, он был застигнут погоней в окрестностях Минтурна и приведен к минтурнским магистратам. Произнесенный над ним смертный приговор не был, однако, приведен в исполнение, ибо, по преданию, не нашлось никого, кто бы осмелился отрубить голову великому М. Минтурнцы отпустили старого героя и дали ему возможность сесть на корабль для отплытия в Африку. Ни в Сицилии, ни в Африке римские власти не позволили остановиться изгнанникам, и лишь на о-ве Керкине нашли они временное пристанище. Тем временем Сулла хозяйничал в Риме. Он успел отменить законы Сульпиция, провести свои (преимущественно клонившиеся к возвышению сената) и удовлетворить консервативную партию; но азиатские дела потребовали немедленного его отъезда с войском (87 г.). Рим остался без тирана, а полузаглушенная революция готова была опять вспыхнуть, если бы нашелся подходящий вождь. Оппозиция призвала Л. Корнелия Цинну, сторонника Мария, но его дело в Риме было проиграно. Рассеявшись по Италии, сторонники Цинны соединились с возвратившимися изгнанниками. Марий быстро навербовал 6000 войска и достал 40 кораблей. С этими силами он отправился в Этрурию и соединился, как проконсул, с Цинной. Окружив Рим и взяв несколько городов на берегу Этрурии, между прочим, порт Рима — Остию, мятежники так напугали Рим, что он открыл им ворота. Марий злорадно заявил римлянам, что еще не проведен закон об его возвращении, и пока собирали народ для голосования, войска мстительного и жестокого полководца уже вступили в Рим. Начался Марианский террор, продолжавшийся без перерыва 5 дней и 5 ночей. Буйная толпа дала волю своему зверству: были перебиты все, кто был противником марианской и народной партий. Марий достиг желанного 7-го консульства, которое предсказала ему одна волшебница, но в начале 86 года умер. Оставшиеся марианцы, в числе 4000 чел., были перерезаны кельтами, по приказанию Сертория (см.).
8 Нерон
(Claudius Tiberius Germanicus Nero) — римский император (54—68), сын Кнея Домиция Агенобарба и дочери Германика, Агриппины младшей; сначала назывался Люций Домиций и получил свое позднейшее имя после усыновления императором Клавдием, который женился на его матери. H. унаследовал властолюбие от матери, наклонность к жестокости — от отца, который однажды собственноручно убил вольноотпущенника за отказ напиться допьяна, нарочно задавил ребенка на улице и за противоречие выколол глаз всаднику. Наследственные пороки H. смягчались его любовью к поэзии и искусству и некоторое время обуздывались воспитанием: властолюбивая мать сдерживала его властолюбие, а стоический философ Сенека, ловкий придворный и искусный актер, красноречивыми фразами о добродетели сумел произвести впечатление на наклонного к театральности H. и, вместе с префектом преторианцев, вольноотпущенником Афранием Бурром, долго руководил его политикой. За это время H. твердо держался традиций Августа: старался возвысить нравственно и материально сенат, для чего была усилена строгость законов против вольноотпущенников, стремившихся проникнуть в знать, и против рабов, для ограждения рабовладельцев от их покушений; квесторы были освобождены от разорительной обязанности устраивать за свой счет игры; бедные сенаторы получали из казны обильную поддержку; у трибунов была отнята интерцессия (см.); суд за оскорбление величества бездействовал, награда за донос была низведена до 1/4 прежней суммы. Экономическая и финансовая политика Н. за эту эпоху имела в виду государственное благо, хотя и была неудачна по результатам: отмена пошлины на привозной хлеб окончательно подорвала среднее и мелкое землевладение; попытки колонизовать опустелые земли ветеранами не имели успеха; план заменить все налоги поземельным и налогом на наследство разбился о противодействие сената, хотя бережливость и улучшения во взимании налогов обогатили фиск. По отношению к провинциям H. также идет по стопам Августа: их правители подчинены строгому контролю, их население облегчено от некоторых повинностей. Внешняя политика за эту эпоху удачна: Светоний Паулин усмирил опасное восстание в Британии; Домиций Корбулон восстановил римское влияние в Армении и в Парфии, утраченное при Клавдии. Стоицизм вскоре, однако, оказался бессильным противодействовать развращающему влиянию среды, в которой жил Н. Чтобы устранить опасных конкурентов, Сенека и Бурр стали потакать порокам императора. Они содействовали его охлаждению к жене, Октавии, не имевшей на него влияния, и привлекли на свою сторону фаворитку H., Актею, что вызвало раздражение Агриппины и испортило отношения H. к матери. Воспользовавшись этим, руководители H. добились удаления Палласа, главной опоры Агриппины, а когда она пригрозила противопоставить H. сына Клавдия, юного Британика, то император, с помощью Локусты, отравил своего сводного брата. Когда Актею сменила честолюбивая красавица Поппея Сабина, жена Отона (впоследствии императора), то под ее влиянием H. решился на матереубийство. После неудачных попыток отравить и утопить Агриппину, к ней подослали убийцу, а потом за ее смерть казнили невинного человека. Убийство матери (59 г.) окончательно убило совесть H. Начались безумные и свирепые оргии; любовь H. к искусству извратилась в скандальное увлечение актерством; император сначала наездничал в цирке, потом построил особый театр, где актерами являлись сенаторы, самые бесстыдные роли исполняли наиболее знатные матроны, а H. выступал певцом и музыкантом; затем были учреждены Neronia — подражание олимпийским играм, с участием императора. Когда, в 62 г., умер Бурр, Сенека утратил влияние на H. и был осужден на казнь, от которой избавился самоубийством. С этих пор оргии сменились жестокостями; сначала погибла Октавия, потом и сама П. Сабина. Правительственная деятельность Н. с 62 г. и до самой смерти сводится к казням и вымогательству денег для безумных трат. Страшный пожар Рима в 64 г. повлек за собой не только казни невинных людей, но и чудовищные затеи Н.: он строил себе «Золотой дом», хотел продолжить римские стены до Остии или довести море до Рима и т. п. Чтобы добыть денег, Нерон делал принудительные займы, портил монету, разграблял храмовые сокровища, похищал золотые статуи, задерживал солдатское жалованье, поощрял взяточничество и даже грабеж магистратов, делясь с ними добычей или отнимая награбленное, и производил конфискации в самых широких размерах. Удобным поводом для конфискаций послужило раскрытие заговора Пизона; для этой же цели выдумывали мнимые заговоры, причем Н. старался истреблять особенно популярных начальников в армии и в провинции. Постыдное артистическое путешествие по Греции, в 66—67 гг., довершило общее негодование против императора. В 68 г. в Галлии восстал Юлий Виндекс, затем Гальба возмутил испанские легионы, наконец, императору изменили преторианцы; покинутый всеми, последний представитель династии Августа бежал из Рима и после долгих колебаний покончил с собой самоубийством.
13 Катон
(М. Поркиус Катон, Старший) — родился в 234 г. до н. э. в Тускуле, консул в 195 г. до н. э.; в 194 г. до н. э., будучи проконсулом, покорил Испанию; в 191 г. до н. э. одержал победу при Фермопилах; в 184 г. до н. э. цензор (за проявленную при этом строгость получил cognomen Censorus); известен своей враждой ко всяким новшествам; непреклонный враг Карфагена; умер в 149 г. до н. э.
14 Бокх
Царь Мавритании, тесть Югурты, выдавший его в 105 г. до н. э. римлянам.
15 Метел
Завоеватель Македонии
21 Навуходоносор
(Nabu-kudur-usur = Набу! защити корону!) — имя вавилонских царей. Навуходоносор I (около 1150 г.) — современник ассирийского Ассурришеши, с которым воевал и, кажется, неудачно; пытался покорить луллумеев, ходил, кажется, на Запад и успешно воевал с Эламом. Сохранилась дарственная его запись в пользу жрецов, перебежавших из Элама (им жалуется земля), а также интересная грамота, освобождающая от повинностей и постоя и дающая самоуправление области Намар, глава которой, Ритти-Мардук, отличился на войне. Подписавшиеся на грамоте чиновники носят исключительно семитические имена; царь, по-видимому, начал собой семитическую династию и называет себя «ограбившим касситов» (см.). Некоторые хотят видеть его изображение на одной из пограничных стел; тип его признают не чисто семитическим. Надписи его изд. в «Corpus» Раулинсона (V, 55) и Smith, «Assyrian letters» (IV, VIII), а транскрипция их и перевод — Peiser, в «Keilinschr. Bibliothek» (III, I, 164). Навуходоносор II — знаменитый вавилонский царь (605—562), сын Набополассара. В оставленных им многочисленных надписях он лишь изредка и слегка касается военных подвигов, о которых сообщают Библия и классики. Его походы были все направлены к одной цели — укреплению новорожденного государства, в границах прежней Ассирии. Для этой цели было необходимо прогнать из Сирии вторгнувшихся туда египтян. Поражение Нехао при Кархемите (605) решило судьбу Азии, отдав ее в руки Вавилона до «потока Египетского» (600 г.; подробнее см. Евреи). В вавилонском войске были и греки, между прочим, брат поэта Алкея. Новые попытки египтян возобновить активную политику в Сирии, путем составления коалиции местных царьков, повлекли за собой разрушение Иерусалима и храма, вавилонский плен (587) и опустошительный поход самого Н. в Египет, до нубийской границы (568). Египетские памятники (надписи Неса-Гора в Лувре) сообщают, будто он в конце концов был разбит; во всяком случае, Египет не был покорен. То же самое следует сказать и относительно Тира, которого H. не удалось взять, несмотря на продолжительную осаду, и с которым ему пришлось заключить договор. Вместе с Сиэннесием Киликийским H. был третейским судьей в споре между Астиагом и Алиаттом (585). Гораздо подробнее рассказывают источники о мирных деяниях H. Вавилон обязан ему своим восстановлением в качестве столицы мира. Он закончил начатые отцом укрепления и превратил город в неприступную крепость, выстроив с восточной стороны огромную стену из асфальта и кирпича, выкопав ров и громадный водоем. Особенно Н. хвалится своими постройками в храмах Эсагиле и Эзиде, постоянно называя себя «восстановителем» этих главных национальных святилищ. Кроме Вавилона, который Н. особенно любил и в котором постоянно жил, он не забывал и других городов: Борсиппы, Ура, Сиппара, Куты, Эреха, Дильбата и др., реставрировал в них храмы, возводил укрепления, как о том повествуют найденные в тех местах надписи. Он выстроил новый царский дворец, более соответствовавший величию монархии. Завоевателем по призванию и ремеслу Н. не был: все его войны были делом необходимости и самосохранения; точно так же не слышно о таких страшных жестокостях с его стороны, какими запятнали себя ассирийские цари. Прекрасные молитвы, обращенные им к Мардуку, носят совершенно монотеистически-библейский колорит. Однако роль разрушителя «града Божия» и храма была причиной того, что имя его долго было предметом ужаса и даже отвращения. У пророков (Исаия, 14; Даниил, 4) он — олицетворение доходящего до самообожания самомнения, бич Божий, «полагающий вселенную всю пусту». Этот взгляд на Н. перешел и в литературы последующих поколений. Надписи времен Н. собраны и изданы Штрассмайром в коллекции: «Babylonische Texte» (вып. 5—6); перевод на немецкий язык в «Keilinchr. Bibliothek» (III, 2, 10—71).
Королева Кубков — Полисена
Полисена (Polisena) в таро Sola Busca
le_mare Перевод статьи Мэри К. Грир
Таро Sola Busca, созданное в конце 15 века, известно тем, что стало основой для изображения нескольких младших арканов Таро Райдера-Уайта. Также это древнейшая колода, в которой наличествуют все 78 карт. На Старших арканах и придворных картах изображены исторические и мифологические персонажи, многие из их имён есть на картах. Однако, не все личности установлены.
В 1907 году семья Сола Буска, владельцы колоды, направили в Британский Музей чёрно-белую версию карт в фотографиях. С тех пор оригиналы, как и сама семья, исчезли. Уайт, провёдший много времени за изучением колод и книг в Британском Музее, возможно, узнал об этих фотографиях, как только они поступили, и именно поэтому у него возникла идея сделать свои Младшие арканы иллюстрированными. Издательство Lo Scarabeo опубликовало версию этой колоды, известную, как Ancient Enlightened Tarot (сейчас снято с производства).
Королева кубков в этой колоде названа Полисена (Polisena или Polixena). На карте в глаза сразу бросаются змеи, поднимающиеся из кубка, который она держит. Мне кажется, что карта говорит не о троянской Полисене (см. ниже), а о христианской. Вот что я нашла:
Первое, троянская Полисена:
«Полисена была младшей дочерью Гекубы и троянского царя Приама. Гомер о ней не упоминает. Ахиллес полюбил Полисену, с которой мог встретиться, когда Полисена и её брат Троилус вышли к фонтану, где Ахиллес и убил Троилуса. По одной версии Поличена притворилась, что отвечает Ахиллесу взаимностью, вызнала про его уязвимую пяту и предала его, рассказав обо всём своему брату Парису, который и убил героя. Прежде чем Ахилеес умер, он потребовал у своих воинов принести Полисену ему в жертву. Неоптелемей заколол её кинжалом.
Были версии времён Средневековья и Ренессанса, в которых могли мелькать змеи. Плюс, змеи присутствуют в версии, изображённой на вазе 500-490 гг. до н.э.
«Ахиллес и Полисена у фонтана: Полисена идёт прямо к скульптуре в виде головф льва в скале, из которой бьёт фонтан. Под источником находится гидра, в которую попадает вода. На фонтане сидит ворон, рядом с ним лежит змея. За фонтаном растёт дерево, чьи ветви распростёрты над фонтаном слева и над затаившимся Ахиллесом справа. Последний готов к атаке, почти полность прикрыт щитом, из-за котрого видна его нога». Джейн Эллен Гаррисон утверждает, что змея в этой картине представляет Эринний.
Однако, на карте может быть изображена другая Полисена – одно из действующих лиц в истории про Павла и ранних христианах, описанной в средневековом труде «Деяния Ксантиппы, Полисены и Ребекки» (Acts of Xantippe, Polyxena and Rebecca)
«И когда Полисена легла на ложе, она увидела сон, что дракон с ужасной внешностью пришёл и потребовал, чтобы она следовала за ним, и когда она не повиновалась и не пошла к нему, он бросился и проглотил её. Дева затрепетала от сраха, проснувшись, и Ксантиппа подошла к ней и спросила: «Что случилось, дражайшая, что ты трепещешь вдруг?». Долгое время она не могла говорить, затем, прийдя в себя, она сказала: «Увы мне, сестра моя Ксантиппа, какая ужасная опасность ждёт меня, я не знаю, ибо видела я во сне, что ужасный дракон явился и проглотил меня, с ног начиная. И когда мне было очень страшно, из солнечного света и воздуха заговорил со мной юноша, о котором я подумала, что он брат Павла, и сказал он: «У тебя нет власти». Затем он взял меня за руку и вывел прочь из дракона. И вот, руки его были полны мирры и ладана и прочих благовоний». Ксантиппа сказала ей: «Действительно, тебе есть о чём волноваться, сестра моя Полисена, но Бог любит тебя, ведь он показал тебе такие странные и удивительные вещи. Поэтому поднимайся рано с утра и отправляйся на причастие и моли о спасении из пасти дракона».
В конце концов Полисена становится христианкой и защищает свою невинность от злых идолопоклонников, покушающихся на неё. Она проходит через многие беды – её бросают в яму с дикими зверями и в море, но Бог всегда спасает её. История заканчивается, когда она с раскаянием возвращается к Павлу и «с тех пор она не оставляла Павла, боясь искугений».
Змей/дракон мог, конечно, обозначать все те беды и невзгоды, от которых Бог спасал её – включая, конечно, идолопоклонство. Однако при более внимательном взгляде можно предположить, что змея, это та «странная и чудесная вещь», что зовётся Мудростью, которую Полисена получила в результате долгого пути и многих опасностей.