Альбом Таро Дмитрия Степанова (D. Stepanov Tarot)
Автор: Дмитрий Степанов
Художник: Дмитрий Степанов
Издательство: D. Stepanov
Производство: Россия
Состав: 78 карт (+1 белая карта)
Язык карт: английский, русский
Размер карт: standard 7 х 12 см; pocket 5,8 х 8,8 см
Год: 2020
Купить: Тароман standard и pocket
Ограниченный тираж. Достойное качество полиграфии.
Для коллекционеров и ценителей.
Колода представлена в двух версиях — стандарт 7*12 см и карманный размер 5,8*8,8 см.
От автора Д. Степанова:
Таро много… Можно зайти в любой магазин, торгующий эзотерикой, и убедиться в этом. Таро Гномиков, Эльфов, Дарта Вейдера и добрая сотня иных тем, не считая просто Оракулов, то есть карт с различной тематикой, но не входящих в систему Арканов Таро.
Но так уж ли много Таро на самом деле?
Конечно, нет.
Если по существу, то в наше время рабочими считаются только две системы Таро, Марсельская и Райдера-Вейта-Смит. Пусть простят меня поклонники Ленорман, Кроули, Эттейлы и других авторов собственных неклассических систем.
Обе колоды, Марсельская и Райдера-Вейта, основаны на одной системе символов и их последовательности. Можно сказать, они похожи и даже в чем-то одинаковы. По крайней мере состав колоды совпадает полностью.
Лично для меня они подходят обе, но каждая для разных задач.
Марсельская колода (ХVIв):
Старшие Арканы прорисованы в средневековой манере, лишены многих нюансов символики более поздних колод. Персонажи в них явлены те же, но их символы жестче и проработка их образов сдержаннее. Для меня они более однозначны и безапелляционны, чем иные, более поздние.
В этом есть свои достоинства: Марсельское Таро отвечает резче и более однозначно, что хорошо для вопросов, касающихся столь же ультимативных тем. Средние века не отличались изысканностью нравов, и работа с Таро должна была соответствовать вопросам того времени. Но и в нашей жизни никуда не делись базовые вопросы, простые и грубые, как само рождение и смерть. Идеальная колода для разбора сакральных вопросов.
Младшие же Арканы Марсельского Таро вообще не обладали сюжетами и являлись по форме тем, что мы все знаем как колоду обычных игральных карт. Правда, масти стали обозначаться по-другому (мечи – пики, чаши – червы, пентакли (монеты) – бубны, жезлы – трефы), но не без внутренней преемственности, если внимательно на них посмотреть. Да, и еще один нюанс: в «придворных» картах исчез один персонаж каждой масти. Обычная колода содержит три «картинки»: валет, дама, король. В изначальной версии (младших Арканах Таро) ряд персонажей выглядел по-другому: паж (валет, принцесса), рыцарь (всадник, принц), королева, король.
Четверо вместо троих.
Остальные же Младшие Арканы, номерные, как и в современной колоде, обозначались набором символов масти, количественно равным номеру ранга.
Отсутствие рисованных сюжетов позволяло трактовать номерные арканы по-разному, в зависимости от местности и ее традиций чтения карт. Но по прошествии веков множество традиций слились в одну общепринятую, выделив в каждом Аркане изначальное ядро смысла.
Я использую Марсельскую колоду в тех случаях, когда вопрос требует ответов скорее абстрактных, чем конкретных, именно из-за этой их особенности. Работает только ядро смысла, оставляя больше свободы в сложных и общих вопросах, касающихся судьбы или определения жизненной цели, то есть того, что трудно описать сценами земной жизни.
В 1910г произошло знаменательное событие: известный английский эзотерик Артур Эдвард Вейт в соавторстве с художницей Памелой Смит выпускает в мир колоду «Иллюстрированный ключ к таро», первым издателем которой был Вильям Райдер.
Об этой колоде написаны сотни книг, существует множество школ толкования именно этих Таро. Одним словом, эта колода оказалась настолько удачной, что за относительно небольшое время приобрела статус неоспоримой классики.
Что касается меня, то я очень признателен и авторам, и самим новым Таро. Во-первых, это Таро работает. Это говорит о многом, и прежде всего о том, что тот набор символических сцен, которые используются в Младших Арканах, был подобран очень точно, ровно с теми допусками и ограничениями, которые позволяют читать любой расклад без расхождений с изначальным смыслом, но даже более того, делают чтение раскладов более ярким, насыщенным теми нюансами смыслов, которые только подразумевались в Марсельской колоде. Во-вторых, мне очень импонирует манера рисунка Памелы Смит. Это талантливая художница воплотила дух настоящего Серебряного Века, изобилующего целым веером эзотерических течений, и не упустила той особой стройности, коей обладала весьма архаичная, но верная Марсельская колода.
Мое мнение весьма индивидуально, но я не знаю ни одной столь же совершенной попытки продолжить многовековую традицию Таро, не исказив, но дополнив ее новыми «диагональными» связями до времени сокрытых смыслов.
Таро «78 Простых историй 2020»
К созданию своей колоды Таро я много лет пытался подступиться, но не мог подобрать ключ, графический и системный. Мне помог «двойной» 2020й год, когда пандемия опасного вируса заставила меня несколько месяцев практически не выходить из дома. Почти оставленное желание вернулось ко мне, заставило меня провести три месяца в почти медитативном состоянии, так как мне не мешала житейская суета, и колода вдруг появилась сама, от первых эскизов до полной готовности, как-то удивительно ясно и свободно, причем именно в виде системы, а не отдельных образов конкретных Арканов.
Если говорить коротко, то в ней совместились обе колоды, Марсельская и Райдера-Вейта-Смит. Мне не хотелось терять возможность работать с сюжетами Младших Арканов, но и сакральность архаической номерной части не оставляла меня равнодушным.
Пришлось оставить номерную часть в верхней половине карты, изменив начертание, о котором я расскажу чуть позже. Возникла естественная необходимость убрать из нижней, сюжетной части карты сами предметы-символы масти, которые участвовали в сценах, нарисованных Памелой Смит. Иначе их отдельное начертание в верхней части лишало систему смысла. Это дало новую степень свободы: сюжеты оказались больше не привязанными к набору предметов масти, и теперь могли нести только внутренний, эмоциональный смысл Аркана. Собственно, на месте любого из сюжетов мог бы появиться иной, при том, что ядро смысла осталось бы неповрежденным. Осталось только выбрать из всего многообразия возможных сюжетов те, которые отвечали бы традиционному значению Аркана, но оставались бы абстракцией, как именно «случайно выбранный» вариант из подразумеваемой бесконечности набора ситуаций.
При этом нужно было выбрать сюжет так, чтобы его смысл максимально раскрывал действие Аркана, не вызывая паразитных вибраций смыслов, иначе стройность системы неминуемо нарушилась бы. Именно на выбор сюжетов и была направлена моя многомесячная медитация, так как Таро непременно требует точности и не прощает никаких лишних включений. Фокусируясь на сюжетах, я сделал для себя множество открытий, насколько непростой, стройной, точной и «выстраданной» является вся базовая система Таро, раскладывая события человеческой жизни в виде именно таких смысловых ядер.
Как бы не ценил я графическую манеру Серебряного века Памелы Смит, сцены приходили в мое сознание в современном виде, так как любая стилизация казалась мне излишней. Все они из 2020, это принципиально важно. Какое-то время эта колода будет казаться
«современной», но затем, если я все сделал правильно, она станет просто Рабочей, и главное в ней именно это.
Теперь о номерной части:
Все привыкли к начертанию номерных карт, имеющему характерный узнаваемый рисунок. Но мне он всегда казался несколько неуважительным и случайным. В каждом числе есть своя внутренняя, структурная, даже архитектурная красота, которую просто грешно держать в темном чулане. Вспомните, как выглядит начертание Десяток, например, в обычных игральных картах. Вероятно, некоторые даже не смогут точно расставить знаки в нужном порядки по памяти. А между тем, Десятка – это прекрасный пример совершенства формы, если представить ее в виде пирамидки с этажами (снизу вверх) 4 3 2 1.
Я привел в порядок, как мне кажется, весь номерной ряд, используя внутреннюю структуру и красоту чисел, надеясь со временем получить Новое Узнавание их образов. Посмотрим, что из этого выйдет. Я попробовал немного поработать со своей колодой, и это мне понравилось больше, чем настраиваться на традиционное начертание рангов.
Увы, это не показатель, так как я привыкал к своей системе по мере ее разработки, а всем остальным нужно будет это делать (или не делать) с начальной точки.
Как бы то ни было, мне очень приятно было расставаться со своим проектом, отдавая его в печать. Я очень надеюсь, что найдутся те, которые встретятся с ним, испытывая похожие чувства.